ЧАГАН - Город, живущий в памяти
Новости Фотоальбом Газета Архив
Вход
Логин:
Пароль:
Авто-логин:
Разделы
О сайте
Чаганцы
Регистрация
Ссылки
Контакты
Форум
Чат
Это важно
В архиве документов сайта Вы можете найти всю информацию, касающуюся льгот, предоставляемых Чаганцам. Там же Вы можете скачать все документы, сопутствующие этой проблеме.
Если вы впервые попали к нам на сайт и имеете отношение к городку Чаган, пожалуйста, зарегистрируйтесь. Мы всегда рады пополнению в наших рядах!
Новости Chagan.ru RSS
Сообщения Форума RSS





Газета

Название: Чаганская летопись.
Дата: 07 August 2008
Анонс: «Мы жили в ядерный век в самом его эпицентре"
   
Чаган - населенный пункт в Семипалатинской области, Казахстан. Другие названия: Половинки, Москва-400, Москва-4, Семипалатинск-4

Чаган - растение. Arthemisia annua (словарь В. Даля)

Версия

В переводе с латыни это растение, помимо названия Чаган, еще кличут, как ПОЛЫНЬ!!! - что по-украински Чернобыль
Вот это совпаденьице!!!

ЧАГАН это ЧЕРНОБЫЛЬ Полыни высокой (божьего дерева) трава
Полынь лечебная (Artemisia abrotanum L.) семейства Астровые Asteraceae) применяется во многих странах в качестве лечебного средства для улучшения пищеварения, как противоглистное. Широкое применение полынь лечебная нашла в гомеопатии. Растение используется также в кулинарии и в быту.(И ещё. В СССР её именем называли ядерные объекты (добавлено автором*)). (Корольков В. В.)

Версия

Казахи называют эту реку «Белой», возможно, это перевод с калмыцкого. т. к. у калмыков и Каспийское море называется Чагантенже, т. е. "белое море". Кстати название «река Чаганка» есть Брокгауза и Эфрона как описание левого притока Иртыша между Омском и Семипалатинском (Курсаков А.И.)

Версия

У меня есть книжка Муртазаева "Топонимика Средней Азии". Чагана там нет, но я писал (аж году примерно в 1975 ) автору. И он сообщил мне, что точного понимания топонима нет, но скорее всего, он означает нечто типа "бурный, стремительный". Применительно к "нашему" Шагану оно соответствовало весеннему паводку. Что, впрочем, похоже на большинство степных речек, берущих начало с близких гор. (Шафран Ю. М.)

Версия

Это слово означает "белый". Видел Чаган с птичьего полета? Белая глина, мы из нее лепили чашки. На западе Казахстана тоже есть речка с таким же названием. (Зинкин С. А)

16 июля 1945 год
Проведены испытания первой атомной бомбы в мире в США в штате Нью-Мексико (1.)

6 августа 1945 год
США сбросили первую ядерную бомбу с самолета на г. Хиросиму. (2.1.)

5 марта 1946 год
Выступая, в присутствии президента США Трумэна в Фултоне, У. Черчилль обвинил СССР в развертывании мировой экспансии, в наступлении на территорию «свободного мира». Черчилль при-звал «англосаксонский мир», то есть США, Великобританию и их союзников дать отпор СССР. Речь в Фултоне стала своеобразным объявлением «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». (1.1.)

29 августа 1949 год
Взорвана первая атомная бомба на Семипалатинском ядерном полигоне. Мощность ядерного заряда около 20 кт. Длина радиационного следа составляла 300 км, ширина 40-50 км. Максимальный уровень радиации по оси следа на местности вблизи села Долонь Бескарагайского р-на составляла 224 Р. Облако от ядерного взрыва шло через наш городок, а дальше на Алтай. (2.)

20 января 1953 год.
Стратегический бомбардировщик «М-4» (ОКБ Мясищев) совершил свой первый полет. Макси-мальная скорость - 930 км/ч, потолок - 12 150 м, дальность полета самолета с бомбовой нагрузкой 5000 кг бомб - 8100 км. Серийное производство самолета началось в 1954 году. Всего на заводе №23 в Филях было построено 33 машины. (5.1., 5.2.)

12 августа 1953 год
На Семипалатинском полигоне было испытано первое термоядерное устройство. Самый мощный наземный взрыв в СССР (400 кт). (2.)

5 августа 1954 год.
В США совершил полет первый стратегический бомбардировщик Boeing B-52. Stratofortress. Мак-симальная скорость - 1000 км/ч, практический потолок - 15 200 м, дальность полета самолета с бомбовой нагрузкой 34000 кг - 4800 км. Всего к концу 1962 г. было построено 744 самолета различных модифика-ций. (5.3., 5.4.)

1954 год
На станцию Чаган начали прибывать под разгрузку эшелоны (с личным составом и техни-кой) двух полков – 7 аэродромно-строительный и 16 строительный (Барчан В. И.)

Версия

Аэродром в Чагане был создан как посадочная (а в перспективе, может, как и взлетная)полоса для крылатой ракеты «Буря» (не путать с «Бураном»). Такой проект разрабатывался конторой Лавочкина в 50-х г.г. Ракета стартовала горизонтально с установки, выходила на баллистическую траекторию (с прицелом на космос, понятно) и садились по-самолетному. Отсюда и бетон толщиной сантиметров в 80, и помещение на аэродроме с название «балистичка» (для чего бы оно авиации?). (Шафран Ю. М.)

22 ноября 1955 год
На Семипалатинском полигоне сброшена с самолета ТУ-16 первая водородная бомба. Это было воз-душное испытание ядерного заряда мегатонного класса (1600 кт), самого мощного в истории ядерного оружия на Семипалатинском полигоне. (2.)

1955 год
Формирование первой авиадивизии с базой в Узине под Киевом (106 ТБАД), оснащенной новыми самолетами. Командиром был назначен дважды Герой Советского Союза А.И. Молодчий (впоследствии его сменил В.В. Решетников). В его состав входили 406 ТБАП (Полковник М.М. Харитонов) и 1006 ТБАП (Полковник Ю.П. Павлов). Дивизия формировалась самыми опытными летчиками и штурмана-ми из частей ДА, вооруженных в основном ТУ-16. (5.5.)
Об испытаниях новых самолетов ТУ-95, об особенностях проведения военных учений на аэродроме Чаган и о много другом, связанном с летной работой наших отцов см. Воспоминания Ильина А.В. «Просто работа» http://chagan-tranzit.ru/?p=362#more-362

1957 год
Открыта средняя школа СШ № 24 (а без нее какая же история городка), организованная первоначально для детей строителей и эксплуатационников 8 и 9 околотков железной дороги Жана-Семей – Конечная. С первого дня своего существования школа сначала располагалась в пристанционном поселке Комсомольский, затем (по мере пребывания семей военных строите-лей) в бараке среди финских домиков (там потом был детский сад) и только в 57 году переместилась в то здание, которое мы все помним.. Так что, возвращение школы в станционный посе-лок (а об этом писали наши путешественники в Чаган летом прошлого года) лишь завершило первый виток исторической спирали. (Барчан В.И.)

Директора школы № 24

19....г. - 1965г.? Кораблин Николай Никитович
1964г. - 1965г. Трещетка В.С.
1966г. - 1975г.?Эйрих Виктор Андреевич
19....г. - 19......г.?Искакова Светлана Каймульдиновна
О школе и мирной жизни военного городка см. восп. М. Кузмичевой «Родина моя термоядерная» http://chagan-tranzit.ru/?p=291

26 сентября 1957 год
Самолет ТУ-95 был принят на вооружение ВВС СССР. Размах крыльев - 50,04 м, длина – 46,17 м, высота – 12,5 м, площадь крыла – 283,7 кв. м, масса пустого самолета – 90 тонн, максимальная взлетная масса – 172 тонны. Тип двигателя – 4 ТВД НК-12, тяга – 4 х 12000 л. с., максимальная скорость – 920 км/ч, дальность полета – 15400 км, практический потолок – 12000 м, экипаж – 8 чел (5.5., 5.6.)

3 августа 1957 год
Совершен первый полет межконтинентальной баллистической ракеты Р-7, способной доставить термоядерный заряд в любую точку США. (5.5., 5.6.)

Июль 1958 год
Экипаж полковника Безбокова В.М. прибыл из Узина в Чаган для осмотра и оценки объек-та к боевой готовности. (Коновальчук И. Д.) Подробнее о работе чаганского аэродрома и выполняемых им задачах см. воспоминания Коновальчука И.Д. «Из линии моей жизни» http://chagan-tranzit.ru/?p=1041#more-1041

Ноябрь 1958 год
Прибытие на аэродром в Чаган первых самолетов (ТУ-95) I-го полка (в/ч 06680). Коман-дир полковник Сафонов. (Коновальчук И.Д.)

Декабрь 1958 год
• В конце декабря 1958 года в Чаган спец.поездом приехали семьи с детьми. На дворе стоял мороз до минус 40-ка градусов. (Коновальчук И.Д.)

• Формирование 79-й авиадивизии в Чагане (в/ч 10239). Командир дважды Герой Совет-ского Союза генерал-майор П. А. Таран.

Командиры 79 дивизии ТБАД с 1957 года:
1957 год Генерал-майор Авиации Таран Павел Андреевич
1960 год Генерал-............ Авиации Безбоков Владимир Михайлович
1961 год Генерал-майор Авиации Агурин Леонид Иванович
1964 год Генерал-майор Авиации Купцов Николай Сергеевич
1969 год Генерал-майор Авиации Волков Александр Николаевич
1971 год Генерал-майор Авиации Куликов Михаил Алексеевич
1974 год Генерал-майор Авиации Дмитриев Владимир Борисович
1979 год Генерал-майор Авиации Табашников Николай Иванович
1985 год Полковник Бредихин Павел Тарасович
1990 год Полковник Волковинский Александр Александрович
1993 год Полковник Пыльнев Юрий Владимирович (3.)
Подробнее см http://chagan-tranzit.ru/?p=1053#more-1053

• Командиры 79 дивизии В.М. Безбоков и Л.И. Агурин получили генеральские звания в возрасте до 40 лет. (Чутаев Д.В.)

• В конце 1958г полк из Узина перевели под Семипалатинск. Военный городок на берегу Иртыша. Вылетали в пасмурную сырую погоду, мокрые самолетные чехлы загрузили в фюзе-ляж, а на аэродроме посадки нас встретил мороз под 20 градусов и снег. Чехлы превратились в ком льда. Аэродром - посадочная полоса и километров в двух двух- этажные дома-казармы. Ни обогреться, ни уборных. Ночевали в казармах, в одном помещении 50-60 человек. Постепенно стали обживать аэродром, поставили сборные теплушки, буржуйки. Начались полеты. (Санников В.А.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

1958 год
• За короткое время полк был обучен и смог выполнять любые задачи Верховного коман-дования. Летали в Арктику на маршруты с бомбометанием, с различной дальностью полетов с продолжительностью 12-16 часов. Результатов добились отличных. (Чутаев Д. В.)

• Посадочная полоса была размером 80 х 4,5м. Плюс 300 м полоса безопасности. (Толщина 80 см.-?)

• Граница полигона проходила по руслу Иртыша. По степи шла изгородь из колючей проволоки. У моста через Иртыш стояла комендатура. С приходом 79-ой ТБАБ, границу полигона перенесли ближе к Берегу. (Чутаев Д. В.)

• Арбузы на базе в/ч 06796 стоили 10 копеек за 1 кг на выбор. Зарплата лейтенанта (чис-тыми) составляла приблизительно 1200 рублей (старыми). (Чутаев Д. В.)

1 февраля 1959 год
Был пущен первый пассажирский состав Семипалатинск - Конечная. Утром туда, вечером обратно. Состав состоял из тепловоза и двух пассажирских вагонов с керосиновыми лампами. В вагонах было тепло. (Чутаев Д.В.)

Зима 1959-1960 г.г.
Зима была очень холодная. В домах и, особенно, в гостинице лопались батареи. В гостинице по нескольку дней стояла в комнатах по минус 3-10 Градусов. Спали в зимнем техническом обмундировании, в валенках, но не унывали. Комиссия из Москвы устроила тревогу в 1 час ночи (как обычно). К 5-ти часам утра температура опустилась до 45 градусов. В первом полку обморозилось более 20 человек (нос, щеки, пальцы). (Замечания автора: «Ничего страшного. Молодым и море по колено»). (Чутаев Д.В.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

Апрель 1960 год
Предшественник летчика Пауэрса пересек границу СССР и пролетел над Семипалатинским ядерным полигоном, Приозерским ракетным полигоном и базой стратегической авиации в Ча-гане. Он заснял их и благополучно ушел за границу. Исходя из высших интересов, руководство страны приняло решение закрыть это направление от повторных пролетов. (Курсаков А.И.)
http://kursakov.narod.ru/

19 апреля 1960 год
Зенитно-ракетный полк (войсковая часть 62872) спешно был переброшен на Семипалатинский полигон, оставив свои позиции под Барнаулом. Штаб части разместился в военном городке Чаган в 50 км от Курчатова. Ракетные дивизионы были приведены в боевое положение и закрыли воздушное пространство над Семипалатинским полигоном и базой дальней авиации в Чагане.

дивизион - прикрывал Курчатов (находился юго-западнее Курчатова),
дивизион - прикрывал хранилище ядерного боезапаса чаганской авиадивизии
(находился к северу от озера Балактыколь),
дивизион - прикрывал городок и аэродром Чаган
(находился на берегу Иртыша сразу за Чаганкой)
дивизион - обеспечивал единую зону ПВО
(находился на Иртыше на полпути между Чаганом и Курчатовым)
дивизион - охранял воздушное пространство над Опытным полем Семипалатинского полигона

Пятый зенитно-ракетный дивизион находился на 30 площадке полигона, располагался прямо в степи. Это в 30 км на юго-запад от Курчатова и 1,5-2 км сторону от дороги на площадку «Ш». Расположение называлось «Точкой». Четыре домика с семьями офицеров, казарма, несколько хозяйственных построек, позиция РЛС с пусковыми установками. Все окружено колючей проволокой, а вокруг до горизонта степь. (Курсаков А.И.)

Летом 1960 год.
В Чаган из Белой Церкви прилетели самолеты II-го полка (в/ч 19068). (Коновальчук И.Д.)

Версия

В общении с личным составом Первый полк называли «Чебаки» с особым ударением на букву «Ч». Это из-за того, что люди все свое свободное от службы время проводили на р. Иртыш и ловили рыбу Чебак, которая ловилась без всякой наживки на крючок. А вновь организованный Второй полк, прозвали «Монголами», также как в Узине. Кличка «Монгол» прилипла к служащим Узинского второго полка, т.к. командир полковник Павлов своими раскосыми глазами и красноватым лицом был похож на монгола. (Коновальчук И. Д.)

Версия

Один из полков в шутку именовали "Чебаками", а другой "Монголами". Говорили, что так,
называемые ЧЕБАКИ прибыли в, тогда еще, Москву-400 первыми. И когда, прибывший
несколько позже, полк с умилением увидел целые гирлянды сушеной рыбы (т.е. тех самых
чебаков)!...естественно первоприбыльцы и получили это прозвище: ЧЕБАКИ. . А
несколько позже, вроде бы, один из экипажей вновь прибывшего полка успешно отбомбился
по местному коровьему стаду. Визит обескураженных казахов и дал повод прилепить героям
ситуации прозвище: МОНГОЛЫ. (Усминский В. И.)

Версия

Что касается "чебаков" и "монголов". Я приехал в Чаган в 1974 году и нас, зеленых лейте-
нантов, старшие товарищи в лице Гены Лоншакова и Юры Стрелковского вводили в курс
дела, что где находится и как называется. По их версии выходило, что когда на аэродром
перебросили второй полк, новые люди были поражены, сколько в Иртыше вылавливали
чебаков. Вспомните, сколько этой рыбешки вялилось по гаражам, представляя собой
прекрасную закуску к любым спиртным напиткам, поэтому и назвали старожилов
"чебаками", а те, в свою очередь, дивясь, как вновь прибывшие метут все с прилавков
магазинов, благо в то время городок хорошо обеспечивался всем необходимым, и называли
их монгольским игом или "монголами" (Возмилов Ю. Ф.)

Версия

К общему семейству версий по "чебаков" и "монголов" добавлю слова самого "монгола" –
моего отца. Она такова: 1-й полк "чебаки" прибыли на место без жен и детей. А когда в
Чаган прилетел 2-й полк, то плотва, он же чебак, первое, что бросилось в глаза прибывшему
в городок составу 2-го полка. Поэтому "чебаки" очень органично прилипли к 1-му полку, а
поскольку они в долгу не остались, то вновь прибывшие были прозваны "монголами" за то,
что прибыли с табором жен и детей, как кочевые монголы. (Захаров В. Б.)

60-е годы.
• В этот период в состав 79 дивизии входили следующие структурные единицы:

1-ый авиаполк 1023 ТБАП ( в/ч 06680).

2-ой полк 1226 ТБАП (в/ч 19068).
Каждый полк состоял из трех эскадрилий, каждая из которых состояла из трех отрядов. В отряд входили три экипажа. Плюс экипаж командира полка. Всего в полку было 25-28 самоле-тов Ту-95. Всего в дивизии было приблизительно 42 самолета Ту-95.

53-я ОАЭ (отдельная авиаэскадрилья), в/ч 21205.
По сути дела это был кадрированный полк. В ОАЭ имелось: Ту-95 - 1 шт., Ан-12 - 3 шт., Ли-2 - 1 шт., Ил-14 - 2 шт. (спитровоз. Имел на борту 80 литров спирта для антиобледени-тельной системы), Ан-26 - 2 шт.

База ТО (технического обслуживания).
Задача базы ТО - техническое обслуживание самолетов и охрана аэродрома и различных объектов. Для личного состава имелось 4 столовых.

ТЭЧ – технико-эксплуатационная часть

ДАРМ - дивизионные авиа-ремонтные мастерские.
(Курсаков А.И.)

• В это время начали осваивать дозаправку самолетов в воздухе и пуск ракет «Х-20» на полигоне. Отрабатывали полеты с отключением и запуском одного двигателя на различных вы-сотах, взлет самолета с максимальным взлетным весом свыше 160 тонн, полеты на дальность с продолжительностью полета до 17 часов. (Коновальчук И.Д.)

• Проведены первые полеты по обнаружению и фотографированию американских авианосцев в различных уголках мирового океана. (Коновальчук И.Д.)

• Любой вылет летчиков становился учениями, как для бомбардировщиков, так и для истребителей перехватчиков и ракетчиков. Бомбардировщики обычно заходили в район Северного Полюса, а потом их встречали сначала дальние перехватчики, потом ближние, потом зенитно-ракетные войска. Летчики учились преодолевать зону ПВО, а ПВО не пропускать их к охраняемым объектам. Это происходило на постоянной основе. (Курсаков А.И.)

• Дальность полета (до 32 часов) отрабатывали на просторах нашей Страны. Летали на Анадырь, Тикси, Кольский полуостров, острова Северной Земли. Например, о. Средний (архи-пелаг «Пионер» Северной Земли). (Чутаев Д.В.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

• У каждого экипажа была своя цель и соответственно маршрут полета. Например, до Чи-каго предполагалось лететь через Канаду, а обратно керосина хватило бы только до Кубы. (Шу-тили, что на обратную дорогу керосин дадут Кубинские партизаны). До Сан-Франциско был свой маршрут. (Чутаев Д.В.)

• На острове Среднем посадочная полоса была снежная. А керосин, для обратного полета на аэродром доставляли в бочках волокушами на расстояние 30 км, т.к. ледокол, по понятным причинам (толщина льда больше 7 метров), не мог дойти до аэродрома ближе. По всей видимости, из летчиков готовили смертников – выполни задачу, а оттуда добирайся, как сможешь. (Чутаев Д.В.)

• Неоднократное участие в параде на Красной площади. (Коновальчук И.Д.)

• В совхозе «Буденый» (в народе Будене) у председателя Муртазина была машина «Вол-га». Она часто ломалась, т.к. он много ездил по степи. Штабные из дивизии покумекали и пред-ложили обмен: военного хорошего «козла» (виллис) на сломанную «Волгу».
Сделка состоялась, и совхоз получил в придачу 5 тонн керосина. (За один вылет на «дальность» (примерно 12-14 часов), сгорало более 2500 т керосина.). 79 ТБАД была единст-венная частью в ДА, командир которой имел «Волгу» (Чутаев Д.В.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

Май-август 1961 год
Проведены испытания самолета ТУ-95ЛАЛ с ядерной энергоустановкой (переоборудован из ТУ-95М). Выполнено 34 полета на полигоне в Семипалатинске. (Тимшин А.Е.)

11 октября 1961 год
В СССР состоялось первое подземное испытание.

1961 год
Летом и зимой очень часто были бураны. Из степи идет волна высотой от 50 до 170 метров, поднимая песок, пыль, саксаул и все что может поднять. Ветер шел всегда со стороны полигона. Скорость иногда достигала 25-30 м/сек. (Чутаев Д.В.)

1961- 1962 г.г
• Ядерные бомбы возили на ТУ-16 с чаганского аэродрома. Самолеты и летчики были не чаганские. Это были самолеты 4-ой эскадрильи. Командовал этими людьми генерал Чернорез В.А. http://militera.lib.ru/h/kulikov_sm/index.html Но обслуживали и обмывали самолеты после испытаний местные техники. (Коновальчук И.Д.)


• Перед ядерным испытанием у ракетчиков объявлялась боевая тревога. Доводилось вре-мя, трасса полета и прочее. Каждый самолет-носитель ядерного оружия шел под прицелом всех зенитно-ракетных дивизионов. Любое отклонение от заданной трассы полета было сигналом к его уничтожению. (Курсаков А.И.)


• Для сброса бомбы заходил самолет-носитель ядерного оружия в сопровождении 2-х ис-требителей. Ракетчики контролировали этот момент. На индикаторе пульта неведения било видно, как цель-носитель ядерного оружия разделялась. Это означало, что бомба сброшена. Те-перь надо было быстро выключить аппаратуру, т.к. электронный импульс взрыва мог вывести ракетный комплекс из строя. Ближние взрывы происходили от «Точки» на расстоянии 18 км, а дальние 40-50 – это средствами объективного технического контроля зенитно-ракетных комплексов. (Курсаков А.И.)


• Основная задача - после каждого испытания добыть как можно больше продуктов ядер-ных взрывов. Для этого в жуткий “гриб” уходили две пары Ил-28, оборудованных заборниками для радиоактивной “взвеси”. Ил-28 работали с аэродрома Чаган (тогда он был больше известен под названием “Половинка”), где базировались стратегические бомбардировщики Ту-95. Так вот, местные летчики прозвали “пришлых” “глухонемыми” - слова лишнего нельзя было вытянуть. Подготовка бомб тоже проходила со всеми маскпредосторожностями: “изделия” окончательно готовили к испытаниям в ангаре, потом накрывали чехлом и везли под самолет, “подбрюшье” которого тоже, как ширмами, было закрыто чехлами. (6.8.)

• Летчики 79 ТБАД производили измерения ядерного облака на самолетах транспортной эскадрильи АН-12 и ИЛ-14. Там была установлена специальная аппаратура. Этой аппаратурой управлял специалист из Курчатова, который (по слухам) получал за это большие деньги, и в последствии соответственно удостоверение, как подвергшимся радиационному воздействию на Семипалатинском ядерном полигоне. Летчики же 79 ТБАД получали обычное жалование. (Чутаев Д.В.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

• В нашу бытность взрывы были наземные, это потом стали взрывать только под землей. Нас предупреждали о времени взрыва. Все работы прекращались, а домашние выходили из до-мов. Мы залезали на самолет и смотрели в сторону полигона. Видна была вспышка, засекали время, потом приходил звук. По подсчетам получалось порядка 120км. Дрожала волнами земля, содрагались здания, тряслась мебель и посуда. Реактивное облако плыло по ветру. На самолетах устанавливали спец датчики, которые фиксировали прохождение самолета через это облако. После чего самолет надо было обмывать, была спецтехника и спецчасть. (Санников В.А.)


• Были регулярные запреты на купание в Иртыше, сбор арбузов, помидор и др. Говорили, что арбузы и помидоры будут уничтожать тракторами. (Замечания автора: «Народ ничего не давил. Все ели.»). (Чутаев Д.В.)

• За Долонью был уникальный ленточный сосновый бор. В нем такое огромное количество белых груздей, что собирали их целыми мотоциклетными колясками! (Мотоцикл в то время был самый доступный транспорт). А еще там росли ярко красные и большущие подосиновики. И не одного червивого! (Федоров В.Н.)


• Почва в окрестностях района Долони заражена радионуклидами на глубину 70 см. (Чутаев Д.В.)


…… (здесь будут Ваши воспоминания)


21 февраля 1962 года
Экипаж (Командир корабля - майор Бакушев И. М., инструктор у командира корабля - подполковник Осипов (командир эскадрильи), штурман корабля - капитан Захаров Б. З., инструктор у штурмана корабля - подполковник Трофимов Л. А. (штурман дивизии), второй штурман (оператор) - Поповкин В.) выполнял зачётный маршрутный полёт на полный радиус действия с тактическим пуском крылатой ракеты и в Арктике.
ИПМ (исходный пункт маршрута Чаган) - Кольский полуостров - Северный полюс - Чукотка - Байкал – КПМ (конечный пункт маршрута Чаган). Заправка топливом полная, под проб-ки. Маршрут длительный, сложный. Подготовка на земле была тщательная. Пришлось проду-мывать весь порядок использования всех технических самолётных и наземных средств для на-вигации. Взлетели, вошли в облака, и больше не видели ни земли, ни неба. Через 19 часов 26 минут прилетели домой. Топлива осталось ещё на 2,5 часа. (Захаров В. Б.)


Лето 1962 ( 3?) год
• Открытие Дома Офицеров. Он был настоящим центром культурной жизни жителей Городка. См. воспоминания Л. Грабовской «Гарнизонный Дом офицеров» http://chagan-tranzit.ru/?p=1510#more-1510.

Начальники ГДО:

Каушанский Яков Владимирович
Трофимов Рудольф Константинович
Смехов Петр Петрович

• До этого времени игры по волейболу и баскетболу в холодное время проходили в спор-тивном зале школы. (Замечания автора: «Спасибо школе») (Чутаев Д.В.)

• Вспомните речь: «Говорит радиоузел Горнизонного Дома Офицеров. Прослушайте объявление. Завтра в 17 и 21 час в кинозале будет демонстрироваться двухсерийный, широко-экранный, художественный фильм "Танцор Диско" - производство Индия." Далее традиционно звучало сообщение о погоде, а иногда об отключении воды, газа или света. Но всё равно не на что не променяешь те времена. (Гость)


1963 - …. г.г.
• На ряду с боевыми задачами, самолеты ТУ-16 4 АЭ 1-го полка выполнялись задачи народного хозяйства. Помогали разбить ледовые заторы на крупных реках. Весной, начинали с рек Узбекистана, а ближе к лету летали на Лену, Енисей, Обь, реки Якутии. Это называлось «Дежурство на лед». Дежурили только в светлое время. Подвешивали бомбы ПК-75. Бросали с малой высоты. (Пуртов В. П.)


• 4 АЭ также участвовала по программе уничтожения американских разведывательных воздушных шаров. Один шар сбили над Алтаем. (Пуртов В. П.)


• В период запуска космических кораблей, самолеты 79 ТБАД (4 АЭ) дежурили по графи-ку. В случае посадки капсулы в Восточном или Центральном Казахстане, ее искали на малой высоте. (Пуртов В. П.)


• Когда в Западной Сибири в Тюменской области началась геологоразведка нефти, само-леты 79 ТБАД сбрасывали бомбы в намеченную точку, а геологи с помощью сейсмоаппаратуры снимали показания и оценивали геологическую обстановку. (Чутаев Д.В.)

• Первый милиционер в жилом городке появился (в роли непрошенного гостя) лет через 5-6 после прихода дивизии. Командир дивизии был в городке: Бог, Царь, Воинский начальник и Член Обкома Партии. (Замечание автора). (Чутаев Д.В.)

• Воровства практически не было. Ключи, уходя, оставляли под ковриком (Кузмичева М.)

• В гостинице, со стороны школы на углу с 74-м домом была "Кулинария. Там из аппара-та в стеклянную банку классное мороженое набивали. Вот было объедение! (Орлов А.В.)


15 января 1965 год
В русле мелководной реки Чаган, в 30 км от поселка Чаган, был произведен ядерный взрыв мощностью 140 кт. В эпицентре образовалось искусственное озеро глубиной в 100 и диаметром 400 метров. На месте кратера позднее образовалось озеро. Радиоактивному заражению подверглись территории 11 населенных пунктов, были облучены более 2000 человек. Облако полностью накрыло жилой и служебные городки, но данные не публиковали (3.1., 3.3, 6.3.)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)


1965 год
В Семипалатинске запустили государственный телецентр где-то осенью, как всегда, навер-ное, к Октябрю... До этого мы смотрели Рубцовск. Я с Сашкой Белавиным поставил на крыше нашего дома очень большую антенну, таких в городке больше ни кто не ставил (двухэтажный двухрядный двойной квадрат, сваренный из медных трубок). Мачта 12 метров установленная в самолетный домкрат весом около 300 кг. Мы его по частям затаскивали на крышу и там соби-рали. Говорят она там стояла до последнего. (Яшиш В.Ф.)

1965 год
Уже в 1965 г. подразделение СИС(специальная инженерная служба), обслуживающая крылатые ракеты, имело огороды за Чаганкой примерно километров в пяти вверх по Иртышу. По-том эти участи бросили из-за трудностей переправы через весенний разлив Чаганки и перебра-лись вниз по течению за парОм.
(Федоров В. Н.)


1965-1973 год
• В период войны во Вьетнаме, самолеты 79 ТБАД контролировали переходы авианосцев США с западного побережья в Азию и обратно. Обстановка фотографировались экипажами на малой высоте. Выполнению заданий мешали палубные истребители США. Они встречали за-долго до цели. (Замечание автора: Наши летчики «Туда» шли угрюмые, а обратно «Веселые». Радовались, что остались живы.) (Чутаев Д.В.)

• Тихий Океан к американским авианосцам чаганские летчики летали многократно.
(340 вылетов). (?)

16 февраля 1968 год
Осуществлен полет по маршруту Чаган – Тихий океан и обратно с максимальной продол-жительностью полета 26 часов с дозаправкой в воздухе топлива 35 тоннами туда и 25 тоннами – обратно. Командир корабля - ? , борт-инженер Виктор Степанович Сузиков. (6.5.)

1968 год
Открылся спорт лагерь недалеко от городка, на Иртыше, (а до этого мы ездили в Михай-ловку, под Семипалатинск). В первую-же смену местные сожгли столовую, но лагерь ни на один день не прекратил работу. (Кузовлева Е. Р.)

В настоящее лагеря там нет. На этом месте каждое лето проводятся «чаганские встречи» (Кузмичева М..)

…… (здесь будут Ваши воспоминания)


1974 год
• Усилиями Олейникова Геннадия Ивановича школьники получили возможность осваи-вать автодело. Класс был в подвале, однако мне он неуютным не казался. Знания, полученные на уроках Геннадия Ивановича, мне пригодились даже в ВУЗе. Вождение тоже было событием захватывающим. Вот только прав нам не выдали, какой-то клерк сказал, что школа не профес-сиональная, а обычная . (Jnis Batarags)

• Это была не машина, а ласточка иномарка отдыхает сколько любви и стараний в неё было вложено (Марыскин С. В.)


80-е годы
• В 115 доме, это белая коробка, в среднем подъезде был клуб для детей и молодежи на-верно тоже . Там часто проводили вечера и чаепития школьники. И был там фото-кружок, на который я ходил регулярно. И как сейчас помню, все было бесплатно: пленка, фотобумага и все реактивы. Правда пленка была только 32 и хранилась она в больших бобинах, но все же... Было там много ребят, все мы делали фотоснимки со скоростью реактивного самолета! А потом дружно печатали их... Были так же свои стенгазеты, где размещались лучшие снимки. Было ве-село!!! (Ершевский А.А.)

17 декабря 1982 год
В Чаган прибыли два новых Ту-95МС, с носителями ракеты КР Х-55, заменяя там самые старые в ВВС Ту-95М. Каждый бомбардировщик Ту-95МС-6 мог нести до шести ракет. Осваи-вать новый комплекс было доверено 1223-му ТБАП, 79 ТБАД (?)

1984год
К переучиванию на Ту-95МС приступил соседний 1226-й ТБАП. (?)

1985 год
На период выборов 85 года численность составляла 13.8 (или 14.8 тыс.) жителей. А вот средний возраст (запомнил хорошо) - 23 года. (Андреев А.А.)

25 февраля 1989 год.
В Казахстане создано антиядерное движение "Невада-Семипалатинск", которое возглавил Олжас Омарович Сулейменов. (7.1.)

1990 год
Уровень отношений между СССР и странами Запада вернулся к состоянию до «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ», и ее вспоминали лишь для того, чтобы провозгласить ее окончание. (1.1.)

29 августа 1991 год
Семипалатинский полигон был закрыт в соответствии с указом президента Казахстана Нурсултана Назарбаева, а на его базе создан Национальный ядерный центр (7.2.)

декабрь 1991 год
Руководство России, Украины и Белоруссии подписали в Беловежской пуще соглашение о роспуске СССР и создании Содружества независимых государств.

…… (здесь будут Ваши воспоминания)

1994 год
79 ТБАД расформирована. Последние машины (ТУ-95МС) «ушли» из Чагана в Россию. (11)

31 мая 1995 год
На Семипалатинском ядерном полигоне, в штольне в горах Дегелен, методом химического подрыва уничтожен последний ядерный заряд – страшное наследство холодной войны.

29 июня 2000 год
Уничтожена последняя штольня на Семипалатинском полигоне для ядерных испытаний. Полигон прекратил свое существование. В память о жертвах ядерных испытаний в Семипалатинске был воз-двигнут монумент.

После 2000 года
Началось планомерное разрушение военного городка

2007 год
Бывшими жителями городка на въезде в бывший военный городок поставлен монумент в память о своей Малой Родине

2011 год
Военный городок Чаган, как жилой и населенный пункт, окончательно перестал существовать физически. Разрушение его остатков производится по сей день.


Открытые источники

Книги

1. Смит Г.Д. «Атомная энергия для военных целей.»
Официальный отчет о разработке атомной бомбы под наблюдением правительства США. –
м: Трансжелдориздат, 1946 г.
2. «Семипалатинский полигон» Обеспечение общей радиационной безопасности ядерных испытаний.
Гл. редактор В.А. Логачев, М. 1997г. 319стр.
3. Дальняя авиация от последних лет до начала нового века. Рощин Г.Г.
4. «Полигон смерти» Жариков Андрей Дмитриевич
http://militera.lib.ru/memo/russian/zharikov_ad/index.html
5. «Я-Ястреб» Михайлов Виктор Никитович
http://www.iss.niiit.ru/book-3/
6. Светлана Алексиевич «Чернобыльская молитва»
http://lib.ru/NEWPROZA/ALEKSIEWICH/chernobyl.txt
7. Байдуков. Чкалов. (из серии "Жизнь замечательных людей")
8. Семенихин Г. «Над Москвою небо чистое», «Взлет против ветра»
9. Горбачев Н. Д «Дайте точку опоры. Ударная сила. Битва».
10. Гарнаев Ю.А. «Мемуары»
11. Баранов Юрий Иванович «Медвежий след»
12 Хайрюзов В. Н. «Воздушный меч России», «Приют для списанных пилотов», «Воздушный меч России.
Дальняя авиация от рождения до сегодня».
13. Сергей Мороз. «Туполев Ту-95». "Архив-Пресс".

Статьи

1. Холодная война
1. Холодная война
http://www.krugosvet.ru/articles/102/1010223/1010223a1.htm
2. Потепление и «похолодание»
http://coldwar.narod.ru/etap.htm

2. Ядерные испытания
1. Атомная бомба Хиросимы
http://hirosima.scepsis.ru/bombard/hirosima.html
2. Исследования радиактивного загрязнения территории Семипалатинского испытательного полигона
http://www.radiation.ru/research/Semsk.htm
3. 45 лет назад
http://www.kvazar.org/showpost.php?p=111680&postcount=14
4. Бомба Андрея Сахарова
http://www.n-t.org/ http://www.edusearch.ru/v9cc7d0a6.html
5. Бомба А. Сахарова
http://www.nuclearno.ru/text.asp?6546
6. Хроника первого ядерного испытания.
Киностудия «Надежда» Российский Федеральный центр ВНИЭФ
7. Ядерные полигоны СССР.
Площадки для проведения подземных ядерных взрывов в мирных целях
http://www.iss.niiit.ru/sssr2/4_3.htm
8. Ядернгые испытания превратили Семипалатински в Херосиму
http://www.inauka.ru/news/article29539.html
9. Подземные ядерные взрывы и поражение защищенных объектов
http://nuclear-weapons.nm.ru/theory/earth_penetration_weapon.htm
10. «Добро и зло» "Ядерные" взгляды СССР
http://www.iss.niiit.ru/dobro/chapt-17.htm
11. Атомная бомба в Хиросиме не затронула генетического здоровья нации
http://news.gala.net/?cat=9&id=197198

3. Мирный атом
1. "Никто не понял, что в озере мертвая вода"
http://www.podrobnosti.ua/accidents/2005/01/30/176851.html
2. Первопроходцы мирного атома
http://www.poligon.kz/doc/391.doc
3. Подземные ядерные взрывы и поражение защищенных объектов
http://nuclear-weapons.nm.ru/theory/earth_penetration_weapon.htm

4. Дальняя авиация
1. «День Дальней авиации ВВС России» (23 декабря 1913 года)
http://www.giftcentre.ru/professional/1223.shtml
2. «История развития русской дальней бомбардировочной авиации»
http://fio.novgorod.ru/projects/project1979/interest.htm
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=743&sq=19,27,64,83,105&crypt=
3. «История ДА»
http://www.846.ru/0-67-7154-0/20041028-20041028/719196--0/
4. «Военная авиация»
http://www.krugosvet.ru/articles/122/1012230/print.htm
5. Интервью Хворова
http://www.redstar.ru/2006/12/23_12/1_01.html
6. Личное дело Хворова Игоря Ивановича
http://www.vpk-news.ru/article.asp?pr_sign=archive.2006.122.articles.names_01
7. Записки авиаконструктора
http://www.svavia.ru/info/lib/ter27.html

5. Тяжелые бомбардировщики
1. Стратегический бомбардировщик М-4
http://www.khrunichev.ru/khrunichev/live/full_akt.asp?id=19556
2. Характеристики 3М и М-4
http://airbase.ru/hangar/planes/russia/m/3m/index.htmV
3. Boeing B-52. Stratofortress, Стратегический бомбардировщик
http://www.vorkuta.ru/shado/Avia/planes/b52.htm
4. Первый полет самолета B-52 "Стратофортресс"
http://www.aviaport.ru/history/?id=3543&move=next
5. Стратегический бомбардировщик Ту-95
http://www.russarms.com/air/bombers/tu-95/tech-tu-95-d.asp
6. Стратегический бомбардировщик Ту-95
http://www.gazeta.ru/2007/05/11/oa_238823.shtml
7. ТУ-95
http://aviaros.narod.ru/tu-95.htm
8. Дальний бомбардировщик М
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=4721
9. Дальняя авиация с "дальним прицелом"
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=10277
10. ТУ-95
http://legion.wplus.net/news/newtu.shtml
11. Перечень катастроф самолетов ТУ
http://www.geocities.com/CapeCanaveral/Campus/7109/da.html
12. Парк самолетов ВВС России на 2002-2004 гг.
http://www.rustrana.ru/article.php?nid=181
13. Стратегическая крылатая ракета Х-55 (РКВ-500)
http://www.new-factoria.ru/missile/wobb/x55/x55.shtml


6. Воспоминания
1. Из воспоминаний одного обычного человека
http://savemydinner.livejournal.com/18932.html?mode=reply
2. Первомайский юбилей. Уничтожение U-2 Фрэнсиса Паурса. Рассказ очевидца.
http://www.combatavia.info/razvl65.html
3. Полк подопытных пилотов
Наталья ПУРТОВА (Корреспондент «Новых Известий» -
специально для «Делового вторника»). 1998г.
5. Воспоминания майора в отставке Виктора Сузикова, бывшего бортинженера-инструктора.
www.redstar.ru/2003/08/12_08/2_02.html
6. Полигон: взрыв волна за волной (воспоминания Архипова)
http://www.chelpress.ru/newspapers/vecherka/archive/22-06-1998/3/1.DOC.html
7. Офицеры судятся с государством (Воронеж – Волков)
http://milprob.narod.ru/3.11.03ruskur138.htm
8. «Грибная» охота на ядерных полях
http://www.e-vid.ru/index-m-192-p-63-article-14771-print-1.htm

7. Антиядерное движение
1. Международное антиядерное движение «Невада-Семипалатинск»
http://hirosima.scepsis.ru/movement/mov_2.html
2. Семипалатинск: ученые исследуют аномальную зону на бывшем ядерном полигоне http://news.battery.ru/theme/science/?id=76375
3. Майдан Абишев. Вице-президент МАД «Невада-Семипалатинск»
http://prstr.narod.ru/texts/num0702/abi0702.htm

Документальные фильмы

1. Киностудия «Ударная сила» 1 канал TV «Стратегическая авиация» (ТУ-95)
2. Киностудия «Ударная сила» 1 канал TV «Ядерный щит»
3. Киностудия «Ударная сила» 1 канал TV «Воздушный терминатор» (ТУ-160)
4. Киностудия «Крылья России» «Холодная война: битва над океаном»

   
   


 Сергей Анатольевич Белый
 николай Васильевич Чернышев
 Светлана Владимировна Неретина
 Валентина Николаевна Свиридолва
 Александр Александрович Шичанин

Из фотоальбома


Январь 1978, Наши на комс. конференции в Воздвиженке


Причал


Регламент одинаков для всех!




© Городок Чаган 2004-2017